1.1. Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если:
1) имеются противоречия между сведениями об
объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для
осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о
данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении
такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения);
2) одна из границ земельного участка, о
кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ
другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном
кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок
является преобразуемым объектом недвижимости);
3) местоположение помещения, о кадастровом учете
которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями
частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за
исключением случая, если другое помещение является преобразуемым объектом
недвижимости);
4) не представлены необходимые для кадастрового
учета документы.
Данный перечень оснований для приостановления
осуществления кадастрового учета является исчерпывающим.
Следовательно, принятие решений о
приостановлении осуществления кадастрового учета по иным основаниям является не
правомерным.
2.
Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета принимается
уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета, подготавливается с
использованием специального бланка, оформленного в установленном
законодательством Российской Федерации порядке, подписывается данным должностным
лицом и регистрируется в регистрационно-контрольной форме. Подлинник решения
помещается в соответствующее кадастровое дело (кадастровое дело).
3. Решение о приостановлении должно быть принято не позднее срока, установленного
ч. 1 ст. 17 Закона о кадастре.
По общему правилу ч. 1 ст. 17 Закона о кадастре
постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости,
учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости
осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения
органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете, а
учет адреса правообладателя - в срок не более чем пять рабочих дней со дня
получения органом кадастрового учета соответствующего заявления об учете адреса
правообладателя.
Учет изменений преобразуемого объекта
недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов
недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты
государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости
иные объекты недвижимости (ч. 3 ст. 24 Закона о кадастре).
Государственный кадастровый учет, осуществляемый
в связи с образованием земельных участков Федерального фонда содействия развитию
жилищного строительства (далее – Фонд), иных объектов недвижимого имущества
Фонда, государственный кадастровый учет изменений земельных участков Фонда, иных
объектов недвижимого имущества Фонда, государственный кадастровый учет части
объекта недвижимого имущества Фонда или снятие с государственного кадастрового
учета земельных участков Фонда, иных объектов недвижимого имущества Фонда
осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление
государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение
государственного кадастра недвижимости, либо, если иное не установлено
Правительством Российской Федерации, подведомственным данному федеральному
органу исполнительной власти государственным учреждением соответствующего
заявления Фонда о государственном кадастровом учете (ч. 4 ст. 16 Федерального
закона от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»).
4. Решение о приостановлении выдается соответствующему заявителю или его
представителю лично под расписку либо не позднее рабочего дня, следующего за
пятым рабочим днем со дня истечения установленного частью 1 статьи 17 Закона о
кадастре срока, направить такое решение посредством почтового отправления с
описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в соответствующем
заявлении почтовому адресу.
В случае, если решение о приостановлении принято
в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 статьи 27 Закона о кадастре,
одновременно с указанным решением заявителю или его представителю для доработки
возвращаются представленные вместе с соответствующим заявлением межевой план,
технический план или акт обследования. До возврата указанных документов орган
кадастрового учета изготавливает копии таких документов и заверяет их подписью
уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета (ч. 7 ст. 26 Закона
о кадастре).
4.1.
Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия
решения о приостановлении, направляет уведомление о принятии такого решения по
указанному в соответствующем заявлении адресу электронной почты, при наличии в
данном заявлении сведений о таком адресе (ч.6. ст.26 Закона о кадастре).
5. При принятии решения о приостановлении на основании выявленных кадастровых
ошибок в сведениях кадастра исправление таких ошибок осуществляется в
соответствии с пунктами 47 - 52 Порядка (п.п. 41 и 42 Порядка).
5.1.
Если при осуществлении проверки, предусмотренной пунктом 31 Порядка, обнаружена
техническая ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении кадастра,
такая ошибка устраняется в течение срока, предусмотренного Законом о кадастре
для осуществления кадастрового учета, без принятия решения о приостановлении (ч.
8 ст.26, ст.28 Закона о кадастре).
6. Осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения
обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но
не более чем на три месяца. Принятие решения о приостановлении прерывает течение
срока, установленного частью 1 статьи 17 Закона о кадастре. Часть такого срока,
истекшая до принятия этого решения, не засчитывается в новый срок, течение
которого начинается со дня устранения соответствующих обстоятельств (ч.9 ст. 26
Закона о кадастре).
7.
Контрольный срок (не более трех месяцев со дня регистрации решения о
приостановлении) для исполнения решения о приостановлении указывается в АИС ГКН
(п.43 Порядка).
8. В
решении о приостановлении кратко излагается цель обращения в орган кадастрового
учета с указанием регистрационного номера соответствующего заявления или
регистрационного номера документов, поступивших в порядке информационного
взаимодействия, а также со ссылкой на соответствующие положения Закона о
кадастре приводятся причины приостановления осуществления кадастрового учета.
8.1.
Решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления
кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2
статьи 26 Закона о кадастре (ч.4 ст.26 Закона о кадастре).
8.2. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 статьи 26
Закона о кадастре, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для
его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины
возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин.
Рекомендации по устранению причин принятия
решения о приостановлении и рекомендации по доработке представленных документов
должны быть конкретными.
Недопустимо использовать такие обороты, как «для
устранения причин рекомендуется исправить указанные замечания», «обратиться к
подрядчику» или «обратиться к кадастровому инженеру» и т.п.
8.3.
Если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи
26 Закона о кадастре, такое решение должно содержать указание на все документы,
которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления
соответствующего кадастрового учета.
При принятия решения о приостановлении
осуществления кадастрового учета со ссылкой на п.4 ч.2 ст. 26 Закона о кадастре
необходимо учитывать, что статьей 22 Закона о кадастре определен состав
необходимых для кадастрового учета документов.
Истребование у заявителя документов, не
предусмотренных ч.1 ст. 22 Закона о кадастре, является не правомерным.
8.4. При принятии решения о приостановленииосуществления кадастрового учета
со ссылкой на п.2 ч.2 ст. 26 Закона о кадастре необходимо учитывать, что
под пересечением границы многоконтурного земельного участка с границами учтенных
в государственном кадастре недвижимости земельных участков понимается:
- фактическое пересечение границы учтенного в
государственном кадастре недвижимости земельного участка с любым контуром
границы многоконтурного земельного участка;
- расположение одного из контуров границы
многоконтурного земельного участка в границах учтенного земельного участка (то
есть наложение контура границы многоконтурного земельного участка на часть
территории учтенного земельного участка).
Пересечение границы многоконтурного земельного
участка с границами единиц кадастрового деления не является основанием для
принятия решения о приостановлении в осуществлении государственного кадастрового
учета многоконтурного земельного участка.
Образование многоконтурных земельных участков не
нарушает требований пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации
в части недопустимости чересполосицы при образовании земельных участков.
9.
Такое решение является законным в том случае, когда оно принято при точном
соблюдении положений Закона о кадастре и в полном соответствии с нормами права,
которые подлежат применению к данному правоотношению.
Если имеются противоречия между нормами права,
подлежащими применению, то решение является законным в случае применения
уполномоченным должностным лицом нормы, имеющей наибольшую юридическую силу.
Также необходимо учитывать действие закона во
времени, в пространстве и по кругу лиц.
Уполномоченному должностному лицу при принятии
подобных решений следует руководствоваться:
а) постановлениями Конституционного Суда
Российской Федерации о толковании положений Конституции Российской Федерации,
подлежащих применению, и о признании соответствующими либо не соответствующими
Конституции Российской Федерации нормативных правовых актов, перечисленных в
пунктах "а", "б", "в" части 2 и в части 4 статьи 125 Конституции Российской
Федерации;
б) постановлениями Пленума Верховного Суда
Российской Федерации, принятыми на основании статьи 126 Конституции Российской
Федерации и содержащими разъяснения вопросов, возникших в судебной практике при
применении норм права;
в) постановлениями Пленума Высшего арбитражного
суда Российской Федерации, принятыми на основании статьи 127 Конституции
Российской Федерации и содержащими разъяснения вопросов, возникших в судебной
практике при применении норм права.
Инструктивные письма, рекомендации по совершению
определенных видов действий и процедур не могут служить основаниями для
приостановления осуществления кадастрового учета.
10.
Решение о приостановлении должно содержать четкие, грамотные, юридически
правильные формулировки и не допускать в тексте неясных, сложных выражений,
суждений или оборотов, затрудняющих правильное его восприятие.
11.
Решение о приостановлении должно быть обоснованным. Оно должно содержать
исчерпывающие выводы, вытекающие из представленных для осуществления
кадастрового учета заявителями документов, а также полученных иным образом
дополнительных сведений.
Принятие такого решения уполномоченным
должностным лицом не может ставиться в зависимость от вероятности наличия
каких-либо обстоятельств, строиться на предположениях.
12.
Уполномоченным должностным лицам необходимо соблюдать последовательность в
изложении своего решения в уведомлении о приостановлении.
В его описательной части указываются лица,
которые обратились за государственной регистрацией прав (в отношении физических
лиц указываются фамилия, имя, отчество, в отношении юридических лиц – их
наименование). Далее следует указать в отношении какого объекта недвижимого
имущества подано соответствующее заявление, какие документы представлены. Иначе
говоря, «кто, на что и на основании чего» обратился в уполномоченный орган
кадастрового учета.
Мотивировочная часть решения о приостановлении
должна содержать фактическое и правовое обоснование выводов уполномоченного
должностного лица по имеющимся у него документам. В ней указываются документы,
на которых основаны его выводы, а также конкретные нормы материального права
(гражданского, семейного, жилищного, земельного и т.д.), которыми он
руководствовался при принятии такого решения.
В уведомлении, направляемом заявителю, должны
быть указаны все причины, препятствующие осуществлению кадастрового учета.
Данные причины должны быть указаны таким
образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области
кадастрового учета, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких
правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих
причин.
13. Недопустим формальный подход при принятии решений о приостановлении
осуществления кадастрового учета:
– незначительные расхождения в данных
правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов трактовать как
противоречие между сведениями об объекте недвижимости (например, в
правоустанавливающем документе указано разрешенное использование земельного
участка «ведение приусадебного хозяйства и обслуживание жилого дома», а в
свидетельстве на право собственности на этот же земельный участок –
«индивидуального жилого дома и личного подсобного хозяйства»);
– отсутствие или наличие точки рядом с
цифрой при нумерации столбцов или строк и т.п.
14.
При поступлении от заявителя или его представителя документов, направленных на
устранение причины приостановления кадастрового учета, представления заявления
не требуется. Поступающие документы регистрируются в книге учета заявлений как
дополнительные документы к ранее принятому заявлению и помещаются в учетное
дело.
Документы, поступившие от органа государственной
власти или органа местного самоуправления в порядке информационного
взаимодействия в целях устранения причины приостановления осуществления
кадастрового учета, регистрируются в книге учета заявлений в день поступления с
пометкой о представлении к ранее направленному решению о приостановлении и
помещаются в учетное дело (п. 44 Порядка).