Доп. см.
Письмо Минэкономразвития
России от 15.03.2016 N Д23и-1186 "По вопросам, связанным с реализацией норм
статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном
кадастре недвижимости"
Постановление Правительства РФ от 25.06.2016 N 576
"Об утверждении максимальных размеров платы за предоставление копий технических паспортов, оценочной и иной документации органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений"
Что меняется
1. Все
кадастровые паспорта - это документ, который сейчас нужен
для оформления прав собственности на любую недвижимость - будет
выдавать только кадастровая палата. Кадастровые паспорта на
земельные участки там уже давно и выдаются. А аналогичные паспорта
на объекты капитального строительства — то есть здания, включая
индивидуальные дома — до сих пор выдавали в БТИ, которые с советских
времен ведут технический учет строений.
Хорошая новость заключается в том,
что после 1 января 2013 года сами граждане кадастровые паспорта на
свое жилье и участки вообще получать не будут — эти документы
планируется передавать в органы госрегистрации из кадастровой палаты
в рамках межведомственного взаимодействия.
2. Кадастровые
работы, которые необходимы для получения кадастрового паспорта и
внесения сведений о той или иной недвижимости в кадастр, однако,
по-прежнему останутся заботой граждан. С 1 января проводить их и
выдавать
технические планы зданий и сооружений и
межевые
планы участков могут только кадастровые
инженеры, то есть люди, у которых есть квалификационные
аттестаты на право выполнения таких работ.
- В переходный период, до 1 января
2014 года, БТИ считаются кадастровыми инженерами и вправе составлять
технические и межевые планы. С 1 января 2014 года БТИ также могут
осуществлять эту деятельность, но на общих основаниях с другими
организациями - если в штате есть не менее двух аттестованных
кадастровых инженеров, - объясняет Лидия Лебедева. - Граждане будут
вправе обращаться к любому кадастровому инженеру, в том числе и БТИ,
проверив предварительно его полномочия в государственном реестре
кадастровых инженеров, размещенном на официальном сайте Росреестра.
То есть у граждан, по идее, должен
появиться выбор: можно позвать специалиста из БТИ, а можно — из
альтернативной организации. Считается, что таким образом в сфере
кадастровых работ появится конкуренция и специалисты будут работать
лучше.
Что будут делать БТИ?
- В народе бытует представление о
БТИ, как о конторе только по выдаче справок. Но это не так, -
поясняет Лидия Лебедева. - БТИ не только выдают информацию, но,
главное, ее создают, хранят и обновляют, а также предоставляют для
общества и самых разных потребителей, в том числе для граждан.
Кадастровый же инженер будет создавать некий продукт одноразового
назначения - с показателями в минимальном объеме, нужном только для
идентификации местоположения и местонахождения дома или участка на
карте.
Иными словами, у служб БТИ собрана
информация, которая так или иначе и дальше будет использоваться
другими ведомствами и органами местного самоуправления, поскольку
больше ее взять просто негде.
В частности, БТИ выдает информацию,
в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, о
технических характеристиках и реальном состоянии (физическом износе)
зданий, составе и размерах помещений и строений, уровне
благоустройства и т.д. Сведения из технических паспортов БТИ
используются при лицензировании различных видов деятельности и при
расчете стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Вообще, как считают специалисты,
вопрос использования той базы, которая есть у БТИ, пока не очень
хорошо продуман. А ведь информация, которая там есть, могла бы,
например, быть очень полезной гражданам, чтобы более грамотно
строить отношения с управляющими компаниями в сфере ЖКХ...
Куда идти, если...
… нужна «справка БТИ» для
разрешения на перепланировку квартиры
Этот документ ныне называется
«технический паспорт жилого помещения» (не путать с
кадастровым паспортом и техническим планом
— это все совершенно разные документы!).
Технический паспорт как выдавался,
так и будет выдаваться БТИ — больше ни у кого нужной информации о
конструктивных особенностях зданий нет.
Если после того, как перепланировка
будет разрешена и сделана, вы захотите внести изменения в кадастр,
нужно звать кадастрового инженера. Он составит
технический план с учетом изменений планировки, на
основе этого документа ваше жилье поставят на кадастровый учет уже с
обновленными сведениями (смысл в этом примерно тот же, как раньше в
плане БТИ «без красных линий» - официально зарегистрировать факт
изменений).
Предполагается, что в перспективе
подобные изменения будут вноситься в кадастр «автоматом», без
участия самих граждан - в порядке межведомственного электронного
взаимодействия.
… надо провести межевание
участка
Это разновидность кадастровых
работ (см. выше), обращаться надо к кадастровым
инженерам. Документ, который в итоге вы от них получите,
называется «межевой
план участка».
Важный момент: граждане, которые
оформляют свои участки по
дачной амнистии,
а также строения на садовых и дачных участках, имеют право ни
межевые, ни технические планы не делать. Права на эту недвижимость
зарегистрируют и поставят на кадастровый учет без лишних документов.
Однако специалисты предупреждают: если право на участок
зарегистрировано без точных границ — ждите земельных споров с
соседями, особенно при смене на соседнем участке владельца.
… нужен документ,
подтверждающий право собственности на жилье
В некоторых случаях в подтверждение
свидетельства о регистрации прав собственности на жилье
требуется выписка из ЕГРП (единый государственный
реестр прав на недвижимость и сделок с ней). В частности, такой
документ часто хотят видеть покупатели квартир или их риэлторы —
мошенничества с недвижимостью, увы, не редкость. Выписка берется в
управлениях Росреестра (в Москве - в любой из
приемных Росреестра на территории города, независимо от округа).
Сейчас ее можно и заказать, и получить через интернет — в
электронном виде.
Если потеряно само свидетельство о
регистрации прав собственности, дубликат также можно получить в
Росреестре.
ВАЖНО
До 1998г. - с этого года ведется
единый государственный реестр прав на недвижимость - регистрацию
правоустанавливающих документов на индивидуальные жилые дома и
приватизированные квартиры проводили БТИ. Потому, если право
собственности возникло до 1998 года, подтвердить его могут только в
БТИ.
СПРАВКА КП
Кто какие документы будет
выдавать после всех нововведений
Росреестр |
свидетельства о регистрации
права собственности, выписки из ЕГРП |
Кадастровая палата
Росреестра |
кадастровые паспорта,
кадастровые выписки |
Кадастровые инженеры |
технические планы зданий и
сооружений*, межевые планы участков |
БТИ |
технические паспорта |
*В ряде регионов такие документы уже
сейчас выдают и кадастровые инженеры, и БТИ, но Москве до 1 января
2013 г. за ними надо обращаться именно в БТИ.
ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ
Станет ли оформить
недвижимость проще?
Смысл нововведений — создать единый
кадастр недвижимости. По идее, права граждан и других собственников
в этом случае должны быть защищены лучше, а информацию получить
должно стать проще. Но на практике не все так просто...
- В новых технических планах на
объекты капитального строительства теперь надо указывать точные
геодезические координаты. Они должны «лечь» на кадастровую карту, -
объясняет Лидия Лебедева. - Практика показывает, что пока это
оборачивается увеличением сроков подготовки технических планов,
большим количеством отказов и приостановок. Увеличивается время,
необходимое для надлежащего оформления документов на недвижимость. А
также растут расходы: на оплату услуг кадастровых инженеров (работы
по геодезической привязке объектов затратны, т.к. требуют
дорогостоящего специального оборудования и увязки с данными, уже
зарегистрированными в кадастре), а также на плату за государственный
кадастровый учет объекта и оформление кадастрового паспорта,
взимание которой предполагается начать с 1 января 2013 г. Кроме
того, при передаче данных из технических паспортов БТИ кадастровым
палатам возникло очень много проблем: выявляются ошибки по
неправильному вводу сведений, путаница с инвентарными и прочими
номерами и адресами, некоторые сведения затеряны - что опять же
сказывается на обычных людях, т.к. проблемы в результате возникают
именно у них.