Главная "Авеню" >> Электронная библиотека >> Недвижимость: ПРАВА И СДЕЛКИ
Доп. см. Кадастровый учет
1.3.1. Землеустройство и кадастровый учет земельных участков
В соответствии с п. 2 ст. 6 ЗК земельный участок - это часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Территориальные границы участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством (п. 1 ст. 261 ГК). Согласно ст. 1 Закона о земельном кадастре государственный кадастровый учет заключается в описании и индивидуализации земельных участков, в результате чего каждый из них получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.
Земля - несоздаваемый и непотребляемый природный ресурс, из которого можно образовывать объекты гражданских прав - участки. Первоначально земельный участок можно только выделить на местности, сформировать из государственных или муниципальных земель и предоставить на определенном праве (ст. 30 ЗК). В дальнейшем земельные участки могут формироваться в результате разделения собственником одного участка на несколько участков, выделения из участка другого или слияния граничащих друг с другом участков. Так, при покупке соседних участков в результате их слияния образуется один новый земельный участок. При отчуждении части земельного участка в результате его разделения образуются два новых земельных участка.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 N 202 "Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости" <*> установлено, что данное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственные услуги и правоприменительные функции в сфере ведения кадастров недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов недвижимости. Агентство непосредственно и через свои территориальные органы (земельные кадастровые палаты) должно вести государственный кадастр объектов недвижимости на базе государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и системы технического учета зданий и сооружений.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1494.
Порядок установления границ участков определяется Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" <*>. Мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности именуются межеванием.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2582.
Границы участка как природного объекта условны, субъективны, поэтому без кадастрового учета нет объекта имущественных отношений. Земельный участок как объект гражданских прав такой, каким он учтен в Едином государственном реестре земель. Момент возникновения или момент прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах - дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель (п. 3 ст. 14 Закона о земельном кадастре). Таким образом, юридическое значение кадастрового учета заключается в формировании объекта гражданских правоотношений - земельного участка.
Объектом имущественных, гражданских правоотношений являются конкретные земельные участки, а не "площади", "земельные сотки" или "земли". Поэтому совершение сделок, приобретение прав и их государственная регистрация возможны только после кадастрового учета участка, независимо от способа его формирования (предоставления, разделения, выделения, слияния и пр.).
В случаях изменения границ, предоставления и изъятия участков, определения границ ограниченных в использовании частей участков в обязательном порядке проводится землеустройство. Перед государственным кадастровым учетом необходимо межевание земельных участков (п. 1 ст. 17, п. 2 ст. 19 Закона о земельном кадастре). Межевание включает (ст. 17 Федерального закона "О землеустройстве"):
- определение границ объекта на местности и их согласование;
- закрепление на местности местоположения границ межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ;
- изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Землеустроительные работы проводятся по договору с землеустроителями - гражданами и юридическими лицами. Плата за землеустроительные работы определяется договором. Лицензирование геодезической и картографической деятельности при проведении землеустройства и ведении государственного земельного кадастра осуществляет Роскартография (ст. 12 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" (в ред. от 10.01.2003) <*>, Постановление Правительства РФ от 11.02.2002 N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности") <**>. Сведения о землеустроителях можно получить в органе кадастрового учета.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 2; 2003. N 2. Ст. 167.
<**> СЗ РФ. 2002. N 9. Ст. 928.
Инструкция по межеванию земель утверждена Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996 <*>. Приказом Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 утверждены Требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет <**>.
--------------------------------
<*> Документ опубликован не был.
<**> РГ. 2002. 27 ноября.
По завершении межевых работ производитель работ формирует межевое дело, в которое включаются:
1) пояснительная записка;
2) копия или выписка из решений государственных, муниципальных и местных организаций о предоставлении земельного участка;
3) копии или выписки из документов, на основании которых установлен особый режим использования земель;
4) копия договора о купле-продаже, дарственной, завещания или другого документа (если такие действия осуществлялись);
5) справки о вкрапленных земельных участках;
6) списки координат пунктов опорной межевой сети;
7) списки координат межевых знаков;
8) акт проверки состояния ранее установленных границ земельного участка;
9) технический проект (задание) с рабочим (разбивочным) чертежом;
10) извещения о вызове собственников, владельцев и пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков для участия в действиях по межеванию земель;
11) доверенности лицам, уполномоченным собственниками, владельцами, пользователями земельных участков, на участие в установлении, согласовании и закреплении на местности границ размежевываемого земельного участка;
12) акт установления и согласования границ земельного участка;
13) акт о сдаче пунктов опорной межевой сети на наблюдение за сохранностью;
14) акт контроля и приемки материалов межевания земель производителем работ;
15) чертеж границ земельного участка;
16) ведомость вычисления площади земельного участка;
17) акт государственного контроля за установлением и сохранностью межевых знаков.
Подготовленные землеустроителями планы участков еще не являются кадастровыми планами. Документы о межевании представляются землепользователем в земельную кадастровую палату для постановки участка на государственный кадастровый учет. По договору это могут сделать и землеустроители.
Только после проведения государственного кадастрового учета заинтересованному лицу выдается кадастровая карта (план) участка, которая содержит следующие основные сведения (ст. 14 Закона о земельном кадастре):
1) кадастровый номер;
2) местоположение (адрес);
3) площадь;
4) категорию земель и разрешенное использование земельного участка;
5) описание границ участка и его отдельных частей;
6) экономические характеристики (в том числе размеры платы за землю);
7) качественные характеристики (в том числе показатели состояния плодородия для отдельных категорий земель);
8) наличие объектов недвижимого имущества.
Правила оформления кадастрового плана земельного участка ГЗК-1-Т.О-04-01-01 утверждены Росземкадастром 10.04.2001 <*>.
--------------------------------
<*> РГ. 2001. 11 июля.
Кадастровый номер земельного участка присваивается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 N 660 "Об утверждении правил кадастрового деления территории Российской Федерации и правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам" <*>. Плата за проведение государственного кадастрового учета с заявителей не взимается (п. 8 ст. 19 Закона о земельном кадастре).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2000. N 37. Ст. 3726.
Согласно п. 2 ст. 7 Закона о земельном кадастре государственный кадастровый учет, проводившийся в установленном порядке до вступления Закона о земельном кадастре в силу, является юридически действительным. Сведения о ранее учтенных земельных участках вносятся в Единый государственный реестр земель действующими органами кадастрового учета на основании материалов, полученных из земельных комитетов. Росземкадастр 10.04.2001 утвердил указания для территориальных органов по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках ГЗК-1-Т.Р-11-02-01 <*>.
--------------------------------
<*> РГ. 2001. 11 июля.
Правообладатель земельного участка, прошедшего кадастровый учет до вступления в силу Закона о земельном кадастре, вправе обратиться в территориальный орган Росземкадастра с заявлением о предоставлении сведений из государственного земельного кадастра в форме кадастрового плана утвержденного образца. Такие сведения должны быть предоставлены правообладателю (или уполномоченным им лицам) бесплатно (п. 2 ст. 22 Закона о земельном кадастре). Оплачивается только стоимость копирования и доставки почтовым отправлением (п. 3 Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 918 "Об утверждении Правил предоставления сведений государственного земельного кадастра" <*>). Поскольку земельный участок уже прошел ранее кадастровый учет, для внесения его в Единый государственный реестр земель не требуется повторного проведения землеустройства, включая межевание и согласование границ.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2000. N 50. Ст. 4899.