АВЕНЮ


Главная "Авеню" >> Электронная библиотека >>

РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕГИСТРАТОРОВ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕДВИЖИМОСТЬ: ПРАВА И СДЕЛКИ
НОВЫЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ. ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ

Е.А. КИНДЕЕВА, М.Г. ПИСКУНОВА

 ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Введение
Принятые сокращения
Глава 1. Недвижимость - особый объект гражданских прав
1.1. Юридическая классификация и перечень объектов недвижимости
1.2. Оборотоспособность объектов недвижимого имущества
    1.2.1. Ограничение и изъятие недвижимости из оборота
    1.2.2. Оборотоспособность земельных участков
    1.2.3. Участки лесного фонда
    1.2.4. Участки недр
1.3. Государственный учет объектов недвижимости
    1.3.1. Землеустройство и кадастровый учет земельных участков
    1.3.2. Технический учет (инвентаризация) объектов недвижимости
    1.3.3. Домовладения как объекты технической инвентаризации
Глава 2. Общие положения о государственной регистрации
2.1. Государственная регистрация прав на недвижимость
    2.1.1. Права на недвижимость, подлежащие государственной регистрации
    2.1.2. Регистрационная запись и момент возникновения права
    2.1.3. Свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество
    2.1.4. Обязательность государственной регистрации прав на недвижимость
2.2. Государственная регистрация сделок с недвижимостью
    2.2.1. Правовые последствия и удостоверение государственной регистрации сделки
    2.2.2. Сделки, подлежащие государственной регистрации
    2.2.3. Сделки с недвижимостью, не подлежащие государственной регистрации
    2.2.4. Сделки, подлежащие обязательному нотариальному удостоверению
Глава 3. Процедура государственной регистрации
3.1. Порядок проведения государственной регистрации
3.2. Прием документов на государственную регистрацию
3.3. Правовая экспертиза документов
3.4. Приостановление и прекращение государственной регистрации
    3.4.1. Приостановление регистрации по решению регистратора
    3.4.2. Приостановление и прекращение регистрации по ходатайству заявителей
    3.4.3. Приостановление регистрации на основании решения, определения суда
    3.4.4. Приостановление регистрации в установленных законом случаях
    3.4.5. Уведомление о приостановлении и возобновлении регистрационных действий
3.5. Отказ в государственной регистрации и его обжалование
3.6. Сроки регистрационных действий
3.7. Документы, необходимые для государственной регистрации
Глава 4. Общая собственность и порядок государственной регистрации
4.1. Возникновение права общей собственности
4.2. Общая совместная собственность и особенности ее регистрации
4.3. Особенности регистрации общей долевой собственности
4.4. Общая собственность в силу закона
4.5. Прекращение общей собственности
    4.5.1. Раздел общего имущества и выдел доли
    4.5.2. Раздел жилых помещений. Судебная практика по вопросам раздела жилых помещений
    4.5.3. Раздел земельных участков
Глава 5. Особенности отдельных видов сделок с недвижимостью
5.1. Купля-продажа недвижимости
    5.1.1. Требования к договору купли-продажи
    5.1.2. Регистрационные действия
    5.1.3. Документы, необходимые для государственной регистрации купли-продажи
5.2. Мена жилых помещений
5.3. Дарение
5.4. Рента и пожизненное содержание с иждивением
5.5. Приватизация жилых помещений
    5.5.1. Понятие и признаки приватизации государственного (муниципального) имущества
    5.5.2. Условия законности приватизации жилых помещений
    5.5.3. Оформление договора передачи жилого помещения
    5.5.4. Порядок государственной регистрации прав на приватизированные помещения и необходимые документы
    5.5.5. Приватизация коммунальных квартир и жилых помещений в них
5.6. Аренда
    5.6.1. Договоры аренды, подлежащие государственной регистрации
    5.6.2. Объекты аренды
    5.6.3. Права арендодателя и обязательность их государственной регистрации
    5.6.4. Регистрация договоров аренды
    5.6.5. Регистрация соглашений об изменении договоров аренды
    5.6.6. Государственная регистрация прекращения аренды
    5.6.7. Перемена лиц в арендном обязательстве и передача права аренды
5.7. Расторжение сделок
5.8. Оформление прав на земельный участок при совершении сделки со зданием
    5.8.1. Отчуждение здания на земельном участке, находящемся у продавца на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения
    5.8.2. Отчуждение здания на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве собственности
    5.8.3. Отчуждение здания на арендованном земельном участке
Глава 6. Права на земельные участки и сделки с ними
6.1. Земельные участки как объекты гражданских прав
    6.1.1. Целевое назначение (категория) земель
    6.1.2. Разрешенное использование земельного участка
    6.1.3. Часть земельного участка как объект имущественных прав
6.2. Приобретение прав на земельные участки
    6.2.1. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
    6.2.2. Ограничения прав на землю иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц
    6.2.3. Особенности купли-продажи земельных участков
    6.2.4. Особенности аренды земельного участка
6.3. Государственная регистрация правоотношений по поводу земельных участков
    6.3.1. Права и сделки с земельными участками, подлежащие государственной регистрации
    6.3.2. Регистрация ограничений и обременений прав на земельные участки
    6.3.3. Правоустанавливающие документы и регистрация ранее возникших прав на землю
6.4. Оборот земель сельскохозяйственного назначения
    6.4.1. Особенности сделок с участками сельскохозяйственных земель
    6.4.2. Сделки с долями в праве общей собственности на участки сельскохозяйственных земель
    6.4.3. Особенности государственной регистрации прав на участки сельскохозяйственных земель
6.5. Сделки с участками лесного фонда
Глава 7. Приобретение прав на вновь созданные объекты недвижимости
   
7.1. Приобретение и регистрация прав на введенные в эксплуатацию объекты недвижимости
    7.2. Инвестиции и долевое участие в строительстве
    7.3. Приобретение и регистрация прав на незавершенные строительством объекты
Глава 8. Предоставление информации из единого государственного реестра прав
Глава 9. Недвижимое имущество в кондоминиуме
Глава 10. Платежи, налоги и льготы при приобретении недвижимости
   
10.1. Платежи при оформлении прав на недвижимость
    10.2. Налогообложение недвижимости
Глава 11. Образцы договоров, заключаемых в простой письменной форме
Глава 12. Образцы заявлений в орган по государственной регистрации прав
 
 

Киндеева Елена Агзамовна - заместитель руководителя Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Москвы, заведующая кафедрой государственной регистрации Российского института государственных регистраторов при Министерстве юстиции Российской Федерации (п. 5.5 совместно, п. п. 5.7, 5.8, гл. 7, 11).

Пискунова Марианна Гирфановна - заведующая кафедрой правовых дисциплин Российского института государственных регистраторов при Министерстве юстиции Российской Федерации, профессор кафедры "Менеджмент и финансы" Института развития дополнительного профессионального образования (введение, гл. 1 - 4, 6, 8 - 10, 12, п. п. 5.1 - 5.6, п. 5.5 совместно).










Список терминов
определений
и понятий


Народная БД ПРАВДОМ

3.4.1. Приостановление регистрации по решению регистратора

Главная "Авеню" >> Электронная библиотека >> Недвижимость: ПРАВА И СДЕЛКИ

доп.см. New Перечни документов для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

 

3.7. Документы, необходимые для государственной регистрации

В соответствии с законом на государственную регистрацию должны быть представлены:

1) документы, удостоверяющие личность заявителей;

2) документы, подтверждающие полномочия представителей правообладателей и участников сделок;

3) заявления на государственную регистрацию права, сделки, ограничения (обременения);

4) документы об оплате регистрации;

5) учредительные документы юридических лиц;

6) правоустанавливающие документы;

7) кадастровый план земельного участка и (или) план объекта недвижимости;

8) иные необходимые для регистрации дополнительные документы в случаях, установленных законодательством РФ, а также несоответствия представленных документов требованиям ст. 18 Закона о регистрации прав.

За исключением указанных случаев истребование у заявителя дополнительных документов не допускается.

 

3.7.1. Документы, удостоверяющие личность

Данные документы предъявляются только в подлиннике физическими лицами, заявляющими о государственной регистрации права, сделки, иного ограничения (обременения) права: правообладателями, участниками сделок, их представителями, а также представителями юридических лиц.

Личность физического лица удостоверяет один из следующих документов:

  • паспорт гражданина РФ (для граждан РФ старше 14 лет, проживающих на территории России);

  • временное удостоверение личности гражданина РФ по форме N 2П, выданное паспортно-визовым подразделением органа внутренних дел (для утративших паспорт граждан или до выдачи паспорта);

  • удостоверение личности или военный билет военнослужащего, выданные командованием воинских частей и военных учреждений;

  • общегражданский заграничный паспорт (для прибывших на временное жительство в Российскую Федерацию граждан РФ, постоянно проживающих за границей);

  • паспорт моряка;

  • удостоверение беженца, выданное Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом;

  • свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем, оформленное органом миграционной службы.

Иностранные граждане представляют визу (или вид на жительство в РФ) и документ, удостоверяющий личность, с приложенным переводом на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика свидетельствуется нотариусом в соответствии со ст. 81 Основ законодательства о нотариате.

При предъявлении документа, удостоверяющего личность, проверяется срок действия документа, наличие записи об органе, выдавшем документ, даты выдачи, подписи и фамилии должностного лица, оттиска печати. Далее проверяется соответствие фамилии, имени, отчества, даты рождения, реквизитов документа, удостоверяющего личность, адреса постоянного места жительства правообладателя данным, указанным в правоустанавливающем документе, в заявлении на государственную регистрацию прав и подлежащим внесению в ЕГРП <*>.

--------------------------------

<*> О требованиях к документам, удостоверяющим личность, см. п. п. 10 - 12 Методических рекомендаций Минюста от 01.07.2002.

 

3.7.2. Документы, удостоверяющие полномочия представителей правообладателей и участников сделок

Представителями правообладателей или участников сделок, в частности, являются:

  • руководители юридических лиц;

  • законные представители несовершеннолетних до 14 лет;

  • опекуны недееспособных граждан;

  • представители в силу полномочий, основанных на актах государственной власти или местного самоуправления;

  • представители физических и юридических лиц в силу полномочий, основанных на доверенности или договоре.

Полномочия руководителей юридических лиц могут быть подтверждены выпиской из протокола общего собрания учредителей (участников, акционеров, членов) об избрании органа юридического лица; приказом о назначении директора (заключенным контрактом) - для организаций, имеющих единственного учредителя (в том числе государственных и муниципальных предприятий, учреждений). Полномочия внешнего управляющего организации, в отношении которой осуществляется процедура банкротства, подтверждаются определением арбитражного суда о введении внешнего управления и назначении внешнего управляющего.

В соответствии со ст. 125 ГК от имени публичных участников гражданского оборота - Российской Федерации и субъектов РФ выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований в рамках своей компетенции выступают органы местного самоуправления. Для регистрации прав указанных публичных собственников или сделок с их участием необходимо приложение документа, подтверждающего полномочия лица - представителя уполномоченного органа (например, доверенность представителя администрации муниципального образования или комитета по управлению имуществом). Руководители органов государственной власти или местного самоуправления действуют без доверенности, данным лицам достаточно предъявить приказ о назначении. Правовые акты, определяющие статус данных органов, являются публичными документами. Они вступают в действие после опубликования в соответствующем печатном органе субъекта РФ или муниципального образования, поэтому представления их подлинников не требуется.

Представительство органов власти и управления от имени публичных образований следует отличать от действий указанных организаций от собственного имени. Министерства, администрации, департаменты, комитеты, как правило, являются юридическими лицами в организационно-правовой форме учреждений, обладающих собственной гражданской правоспособностью. Данные субъекты могут самостоятельно участвовать в гражданском обороте. Приобретенное ими от собственного имени недвижимое имущество поступает в оперативное управление в соответствии со ст. 299 ГК.

Полномочия законных представителей несовершеннолетних граждан - родителей и усыновителей подтверждаются свидетельствами, выданными органами записи актов гражданского состояния. Родители представляют свидетельство о рождении, а усыновители - свидетельство об усыновлении. Обратим внимание, что дети старше 14 лет и ограниченно дееспособные граждане действуют самостоятельно, хотя и с согласия законных представителей. Опекуны, действующие от имени малолетних и недееспособных граждан, и попечители несовершеннолетних старше 14 лет или ограниченных судом в дееспособности лиц, дающие согласие на сделку, представляют удостоверение, выданное органами опеки и попечительства. Допускается представление документов на государственную регистрацию прав несовершеннолетних и недееспособных граждан третьими лицами, уполномоченными на то их родителями, усыновителями, опекунами.

При проверке полномочий, основанных на доверенности, устанавливается наличие в доверенности необходимых для внесения в ЕГРП сведений: фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства представляемого физического лица, наименования и реквизитов документов, удостоверяющих его личность. Проверяется также соответствие указанных в доверенности полномочий совершаемым представителем действиям, наличие даты составления доверенности и срока ее действия (не более 3 лет) (п. 1 ст. 186 ГК). Если срок действия доверенности не указан, то она действительна в течение 1 года. Доверенность от имени юридического лица должна содержать должность, фамилию и подпись руководителя, скрепленную печатью организации.

Доверенность, составленная за границей, должна быть апостилирована или легализована Департаментом консульской службы МИД России.

Доверенность, выданная в порядке передоверия, должна быть удостоверена нотариально (п. 3 ст. 187 ГК). Подлинник доверенности возвращается представителю, копия остается в делах учреждения юстиции.

Не следует путать полномочия на совершение сделок с недвижимостью (подписание договоров) и полномочия на представление интересов при государственной регистрации. Договор может быть подписан продавцом или покупателем собственноручно, а представление своих интересов в учреждении юстиции (подачу и получение документов) они могут доверить другим лицам.

На совершение сделок в нотариальной форме требуется нотариально удостоверенная или приравненная к таковой доверенность (п. п. 2, 3 ст. 185 ГК). Формально доверенность на подписание договора в простой письменной форме также может быть составлена в простой письменной форме. Но чтобы не вызывать у регистратора серьезных сомнений в наличии оснований для государственной регистрации, доверенность на совершение сделки с недвижимостью в простой письменной форме желательно удостоверить нотариально.

Доверенность на государственную регистрацию должна быть удостоверена нотариально, если иное не установлено федеральным законом (п. 1 ст. 16 Закона о регистрации прав). В доверенности необходимо указывать полностью не только фамилию, имя, отчество, место жительства, но и год рождения, а также паспортные данные доверителя, поскольку эти сведения необходимы для внесения в ЕГРП и свидетельство о регистрации права собственности.

Заключение договора и представление интересов при государственной регистрации возможно также и на основании генеральной доверенности, которая уполномочивает представителя заключать разнообразные сделки и представлять доверителя во всех компетентных органах, даже если там не будет прямого указания на государственную регистрацию. Такая доверенность не изымается регистрирующим органом, но она должна быть представлена в подлиннике с приложением копии.

При заключении договора по доверенности следует обратить внимание на следующие важные моменты. Договор дарения не может быть совершен по генеральной доверенности, дарителем должна быть выдана специальная доверенность, в которой указан предмет дарения и назван одаряемый (п. 5 ст. 576 ГК). Если все-таки договор дарения заключен по доверенности, не соответствующей указанным требованиям, то для регистрации договора и права собственности одаряемого требуется прямое одобрение совершенной сделки дарителем (ст. 183 ГК).

Сложности создает и доверенность, выданная одному из супругов, который впоследствии совершает сделку с другим супругом. Например, продавец выдал доверенность мужу, который от его имени подписал договор с собственной женой. Известно, что в силу ст. 34 СК нажитое имущество является совместной собственностью супругов, независимо от того, на чье имя оно приобретено (если брачным договором не установлен иной режим имущества супругов). Получается, что супруг сам продает, сам и приобретает, т.е. лицо продает вещь самому себе. Но п. 3 ст. 182 ГК запрещает представителю совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Чтобы у регистратора не было сомнений и не требовалось последующего одобрения сделки непосредственно продавцом, представлять продавца по доверенности должно другое лицо.

Доверенности, выданные руководителями филиалов, являются доверенностями, выданными в порядке передоверия, и поэтому подлежат нотариальному удостоверению (п. 3 ст. 55, п. 3 ст. 187 ГК).

 

3.7.3. Заявления на государственную регистрацию

Государственная регистрация носит заявительный характер. Регистрация прав и сделок с недвижимостью проводится на основании заявления правообладателя или сторон договора (п. 1 ст. 16 Закона о регистрации прав). Заявительный характер регистрации частных правоотношений соответствует принципу автономии воли гражданского законодательства - приобретению прав и заключению сделок своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК).

При отсутствии заявления регистрационные действия не совершаются. Например, если в учреждение юстиции в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 28 Закона о регистрации прав, поступит вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности гражданина, но сам правообладатель не заявит о регистрации, то право не будет зарегистрировано. Судебное решение не может заменить государственной регистрации права, оно является только основанием для проведения регистрации. Аналогично, если одна из сторон уклоняется от государственной регистрации сделки, то по требованию другой стороны суд может вынести решение о регистрации. Но данного решения недостаточно, чтобы признать сделку заключенной, она должна быть зарегистрирована в учреждении юстиции, после чего приобретет обязательную силу для сторон (п. 3 ст. 165 ГК).

Заявление в учреждение юстиции должно содержать:

  • ходатайство о государственной регистрации права, сделки, ограничения (обременения);

  • вид регистрируемого права или ограничения (обременения);

  • наименование и реквизиты сделки, подлежащей регистрации;

  • размер доли в праве в случае регистрации права общей долевой собственности;

  • полные данные об обладателе регистрируемого права (для физического лица - фамилия, имя, отчество, дата рождения, удостоверяющий личность документ и его реквизиты, адрес постоянного или преимущественного места жительства; для юридических лиц - полное наименование, индивидуальный номер налогоплательщика, дата и место регистрации, номер документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, адрес фактического места нахождения);

  • имя (наименование) другого участника (участников) регистрируемой сделки;

  • сведения о представителях правообладателя или участника сделки, подающих заявление о государственной регистрации, и документе, подтверждающем их полномочия;

  • наименование объекта недвижимого имущества с указанием его местонахождения (адреса), кадастрового или условного номера, если он известен заявителю;

  • наименование и реквизиты правоустанавливающего документа;

  • дата и подпись заявителя.

В заявлении о приеме дополнительных документов может быть указан входящий номер и дата первоначального заявления на государственную регистрацию, в дополнение к которому представляются документы.

Заявление от имени юридического лица может быть оформлено на фирменном бланке и скреплено печатью юридического лица.

От имени малолетнего (до 14 лет) заявление подает его законный представитель - родитель, усыновитель, опекун. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет может подать заявление как самостоятельно, так и с согласия законного представителя - родителя, усыновителя, попечителя.

Если несколько лиц участвуют в договоре на одной из сторон, то заявления о государственной регистрации подают все участники от данной стороны. Указанные лица могут представить отдельные заявления от собственного имени или одно заявление, подписанное всеми.

Заявление о регистрации права совместной собственности подает любой из участников совместной собственности, если законодательством РФ либо соглашением между ними не предусмотрено иное (п. 3 ст. 24 Закона о регистрации прав). В заявлении, поданном одним из них, указываются также данные об остальных участниках общей совместной собственности, необходимые для внесения в ЕГРП.

В случае обращения за регистрацией лица, которое вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписать заявление на государственную регистрацию, по его просьбе заявление может подписать другое лицо. Подпись последнего должна быть засвидетельствована нотариусом или иным должностным лицом, имеющим право совершить такое нотариальное действие, с указанием причин, в силу которых заявитель не может подписать заявление собственноручно (п. 3 ст. 160 ГК).

В ином порядке проводится регистрация публичных правоотношений - обременений и ограничений, возникших против воли правообладателя - в силу закона, актов судебных и иных уполномоченных органов. Регистрация арестов, запрещений, публичных сервитутов, прав требования в судебном порядке, решений об изъятии земельных участков должна проводиться без заявления и оплаты. Для возникновения данных ограничений (обременений) не требуется дополнительного юридического акта признания, они возникают без государственной регистрации. Поэтому их отражение в ЕГРП - обязанность учреждения юстиции для обеспечения достоверности сведений в реестре и законности дальнейших сделок с этим имуществом.

Закон не ограничивает возможности граждан и организаций подавать в учреждение юстиции по месту нахождения недвижимости иные заявления в отношении недвижимости. Целесообразно также подавать заявления о начале банкротства юридического лица и утрате полномочий прежнего руководителя, о начале ликвидации юридического лица и переходе полномочий к ликвидационной комиссии. Гражданам рекомендуется подавать заявления в случае отмены доверенности как специальной (на совершение определенной сделки), так и генеральной (на разнообразные действия).

По заявлению производится также и исправление технических ошибок в регистрационных записях. Образцы заявлений в учреждение юстиции см. в гл. 12.

 

3.7.4. Документы об оплате государственной регистрации

Регистрация прав и сделок начинается только при ее оплате (п. 1 ст. 13, п. 4 ст. 16 Закона о регистрации прав). Документ об оплате регистрации представляется одновременно вместе с заявлением о государственной регистрации. Подлинник платежного документа с отметкой "Погашено" возвращается заявителю после проведения государственной регистрации.

Плата <*> за регистрацию может быть внесена любым заинтересованным в ее проведении лицом. Например, стороны могут предусмотреть договором, что все расходы по оформлению сделки оплачивает покупатель. Возможно, что регистрацию сделки оплачивает продавец, а покупатель оплачивает регистрацию перехода права.

--------------------------------

<*> О размере платы за регистрацию см. гл. 10 настоящего издания.

 

Согласно подп. 40 п. 1 ст. 264 НК платежи за государственную регистрацию прав и сделок относятся к расходам налогоплательщиков - организаций и предпринимателей, связанных с производством и реализацией.

При этом оплачивается регистрационное действие, а не штампы на договоре или ином правоустанавливающем документе и невыданные свидетельства. Например, если право собственности зарегистрировано на основании нотариального свидетельства о праве на наследство, выдано свидетельство о государственной регистрации и на наследственном документе проставлен штамп с гербовой печатью, то совершено одно регистрационное действие, соответственно плата взимается только за регистрацию права. Регистрация договора мены тоже оплачивается 1 раз (так как сделка одна), а прав регистрируется столько, сколько меняющихся сторон (как правило, две), в результате производится три регистрационных действия: регистрируются сделка и два права. Если в одном договоре фигурирует два объекта недвижимости, например земельный участок с жилым домом, то оплачивается регистрация одной сделки и регистрация двух прав - на землю и на дом (должны быть выданы два свидетельства).

Следует отличать регистрацию права от внесения изменений в уже существующие записи. За внесение изменений, как правило, предусмотрены существенно меньшие тарифы, чем за регистрацию. В ЕГРП вносятся изменения в случае изменения фамилии (например, при вступлении в брак) или обмена паспорта после приобретения недвижимости и регистрации права, изменении адреса, площади и других характеристик недвижимости. После внесения изменений в ЕГРП может быть выдано повторное свидетельство о государственной регистрации права, содержащее новые сведения о недвижимости или правообладателе. В свидетельстве должна быть указана прежняя дата и номер записи о праве. При этом не требуется внесения изменений (исправлений) в правоустанавливающие документы: договоры, свидетельства о наследстве и пр.

Изменения вносятся в ЕГРП и в случае изменения наименования юридического лица. Но если произошла реорганизация - преобразование в другую организационно-правовую форму, даже в случае сохранения наименования (например, ООО "Свет" преобразовалось в ЗАО "Свет"), необходима регистрация права, поскольку при реорганизации создается новое юридическое лицо (п. 4 ст. 57, п. 5 ст. 58 ГК). Напротив, не считается преобразованием смена типа акционерного общества (ЗАО в ОАО), а также приведение организационно-правовой формы в соответствие с требованиями закона (ТОО в ООО). Соответственно, новые свидетельства выдаются после внесения изменений, а не новой регистрации.

При обнаружении ошибки в свидетельстве о государственной регистрации права, например в паспортных данных, площади или адресе недвижимости, можно заявить об этом, вернуть свидетельство и получить новое, с правильными записями (за исправление ошибок плата не взимается).

 

3.7.5. Учредительные документы юридических лиц

Необходимость предъявления учредительных документов установлена п. 4 ст. 16 Закона о регистрации прав. Учредительные документы помимо обязательных для государственной регистрации реквизитов содержат важную информацию о правоспособности юридического лица (указание на виды сделок, которые может совершать эта организация, правовой режим ее имущества), а также порядок управления, например компетенция руководителя и принятие решений о совершении сделок.

Учредительные документы юридических лиц - это уставы, либо учредительные договоры и уставы, либо только учредительные договоры. В случаях, предусмотренных законом, некоммерческие организации могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида (п. 1 ст. 52 ГК), при этом необходимо представление индивидуального акта, которым создается данная организация, например приказа вышестоящей организации, в котором содержатся сведения о наименовании и месте нахождения организации. Для внесения сведений в ЕГРП необходимо также представление документа о постановке на учет юридического лица как налогоплательщика с указанием его индивидуального номера (ИНН) и документа о регистрации (учете) в Едином государственном реестре юридических лиц.

Учредительные документы и документы о регистрации (учете) в Едином государственном реестре юридических лиц предъявляются в подлиннике с приложением копий. При приеме проверяются отметки обо всех зарегистрированных изменениях учредительных документов, наличие копий всех внесенных изменений.

Обратим внимание, что в соответствии с п. 4 ст. 16 Закона о регистрации прав учредительные документы предъявляются представителем юридического лица. Подлинники учредительных документов и документа о регистрации (учете) юридического лица как налогоплательщика возвращаются заявителю непосредственно после их предъявления. Если в учреждении юстиции уже имеются копии указанных документов, то возможно представление выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельствующей об отсутствии изменений и дополнений учредительных документов (п. 22 Методических рекомендаций Минюста от 01.07.2002).

 

3.7.6. Правоустанавливающие документы для государственной регистрации

В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о регистрации прав основания для государственной регистрации прав - это:

  • акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

  • договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

  • акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

  • свидетельства о праве на наследство;

  • вступившие в законную силу судебные решения;

  • акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

  • иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

  • иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Правоустанавливающие документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав в ЕГРП. В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о регистрации прав правоустанавливающие документы должны содержать:

  • описание недвижимого имущества, т.е. сведения, позволяющие идентифицировать объект недвижимого имущества (адрес или местоположение объекта, наименование и назначение объекта, кадастровый номер земельного участка);

  • вид права, подлежащего государственной регистрации;

  • имя (наименование) правообладателя.

Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их места жительства должны быть написаны полностью. Наименования юридических лиц должны быть написаны без сокращения, с указанием организационно-правовой формы и места нахождения.

Документы должны подтверждать наличие у заявителя бесспорного права на недвижимость. Поэтому в них должны присутствовать все элементы регистрируемого правоотношения: объект - субъект - право. Государственная регистрация прав не может быть произведена на основании документов, не содержащих вид регистрируемого права, например о передаче недвижимости на баланс <*>.

--------------------------------

<*> Исключения составляют случаи возникновения права не в силу одного правового акта, а в силу совокупности юридических фактов, в частности, при строительстве нового объекта недвижимости (п. 1 ст. 218 ГК), выплате пая за помещение в кооперативе (п. 4 ст. 218 ГК). См. гл. 7 настоящего издания.

 

Таким образом, основные требования к правоустанавливающим документам - соответствие законодательству, действовавшему на момент составления документа в месте расположения недвижимости, а также наличие в нем описания недвижимости, правообладателя и вида права на недвижимость.

Правоустанавливающие, как и иные необходимые для государственной регистрации, документы представляются в подлинниках с приложением копий. Верность копий правоустанавливающих документов удостоверяется нотариусом либо органом государственной власти, органом местного самоуправления или организацией, выдавшими документ. Верность копий договоров с участием юридических лиц может быть удостоверена участниками сделки, подписями уполномоченных лиц, скрепленных печатями организаций. Подлинники правоустанавливающих документов возвращаются правообладателю после государственной регистрации. Если сделка совершена в простой письменной форме (как физическими, так и юридическими лицами), то для регистрации необходим дополнительный подлинник договора для хранения в учреждении юстиции. Например, договор купли-продажи должен быть составлен в трех подлинных экземплярах - по одному для продавца и покупателя и один - для учреждения юстиции.

Акты органов государственной власти и местного самоуправления представляются только в копиях (в двух экземплярах). Подлинники этих документов хранятся в издавшем их органе. Правообладатель, в чьем отношении издан акт, предъявляет для государственной регистрации права копию документа, верность которой свидетельствуется подписью руководителя органа или уполномоченного на то должностного лица и печатью. Для хранения в учреждении юстиции может быть представлена копия с копии, верность которой свидетельствуется нотариусом в соответствии со ст. 79 Основ законодательства о нотариате. При этом на копии должна указываться дата ее выдачи и сделана отметка о том, что подлинный документ находится в данной организации.

Документ, исходящий от юридического лица, должен быть подписан руководителем организации с указанием его должности (в документах, оформленных не на бланках, наименование организации включается в состав наименования должности), фамилии и инициалов. Если документ подписывается лицом, исполняющим обязанности руководителя, или его заместителем, указывается фактическая должность лица, подписавшего документ, его фамилия и инициалы.

Судебные акты (решения, определения, постановления) представляются в копиях, заверенных подписью уполномоченного лица и печатью суда. Вступление судебного акта в законную силу должно быть подтверждено надписью (штампом) с указанием даты за подписью судьи, скрепленной печатью суда, или иным документом (справкой, решениями вышестоящих инстанций).

Приписки и поправки в документах должны быть оговорены и подтверждены подписью должностного лица, участников сделки и других лиц, подписавших документ, а в нотариально удостоверенных договорах также подписью нотариуса с оттиском его печати. Исправления должны быть сделаны так, чтобы все ошибочно написанное, а затем зачеркнутое можно было прочесть в первоначальном тексте. В документах, составленных на нескольких листах, листы должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью удостоверившего их нотариуса или печатью составившего их органа государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц с указанием количества листов.

Документы, выданные и имеющие юридическую силу на территории иностранного государства, могут быть использованы на территории России только после их соответствующего удостоверения, если иное не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются государства. Документы, составленные за границей, должны быть апостилированы или легализованы Департаментом консульской службы МИД России. Апостилированные документы должны содержать апостиль на языке государства, на территории и в соответствии с законодательством которого подготовлен документ, перевод текста документа и текста апостиля на русский язык. Все листы апостилированного и переведенного документа должны быть прошиты и скреплены печатью нотариуса РФ, засвидетельствовавшего верность перевода или подлинность подписи переводчика.

 

3.7.7. Документы кадастрового и технического учета

Объекты недвижимости в ЕГРП должны быть описаны на основании данных технического учета (инвентаризации) для зданий, строений, сооружений, жилых и нежилых помещений и кадастрового учета для земельных участков. В зависимости от объекта заявляемого на регистрацию права или предмета сделки обязательным приложением к документам, необходимым для регистрации прав, являются план земельного участка, участка недр и (или) план объекта недвижимости. План земельного участка должен быть удостоверен органом, ответственным за проведение кадастровых работ, а планы другого недвижимого имущества - соответствующим органом учета.

В документах кадастрового и технического учета проверяется наличие наименования организации, удостоверившей план, должности, фамилии и подписи должностного лица, печати организации. Также проверяется соответствие наименования и места нахождения (адреса) объекта сведениям, указанным в заявлении на государственную регистрацию и в правоустанавливающем документе.

Следует подчеркнуть, что кадастровые планы участков и технические паспорта недвижимости не являются правоустанавливающими документами. Сведения в них о правообладателях не имеют юридической силы. Поэтому, если в этих документах указан прежний собственник (или вообще не указан), это не препятствует государственной регистрации сделки и прав нового собственника. План - источник сведений об объекте недвижимости, но не о правах на него. Повторного изготовления копии технического паспорта или переоформления его на нового правообладателя не требуется.

Для государственной регистрации ранее возникших прав необходимы сведения о правообладателе и наличии (отсутствии) арестов, запретов, прочих ограничений (обременений) прав, имеющиеся в организациях технического учета и иных органах, осуществлявших регистрацию недвижимости до начала деятельности учреждения юстиции (его филиала). При отсутствии у заявителя таких документов учреждение юстиции может самостоятельно обратиться за информацией, необходимой для государственной регистрации, в соответствии с п. 3 ст. 8 Закона о регистрации прав. После регистрации прав в учреждении юстиции для регистрации дальнейших сделок с данным объектом и перехода прав на него документы организаций, ранее осуществлявших регистрацию недвижимости, о принадлежности имущества и об отсутствии ограничений (обременений) не требуются.

Документы технического учета (БТИ). На здания и сооружения, как правило, БТИ выдает копию технического паспорта в полном объеме. Технический паспорт на здание должен содержать поэтажные планы и подробные экспликации к ним (чертежи комнат и помещений на каждом этаже с обозначением номера и площади, а также общую площадь помещений на этаже и во всем здании). Копия технического паспорта может выдаваться и на такие объекты технического учета, как домовладение или имущественный комплекс (например, складской, оздоровительный, производственно-технологический), когда на одной территории находится несколько объектов недвижимого имущества. В этом случае в составе технического паспорта должен быть инвентарный план земельного участка, все объекты на таком плане должны быть обозначены различными литерами (буквами). При наличии такого паспорта может быть зарегистрировано право на любой объект, описанный в нем. Для регистрации права на часть жилого дома может быть представлен технический паспорт на весь жилой дом. Технический паспорт должен иметь инвентарный номер.

На жилые и нежилые помещения в зданиях, как правило, выдаются выписки из технических паспортов. Выписки должны также содержать план и экспликацию помещения, инвентарный номер, инвентаризационную оценку. Копии технических паспортов и выписок должны быть заверены подписью должностного лица и печатью БТИ.

Желательно, чтобы в плане (техническом паспорте) был указан кадастровый номер объекта. Но отсутствие кадастрового номера само по себе не является препятствием для государственной регистрации. Учреждение юстиции в таком случае самостоятельно присваивает объекту недвижимости условный номер.

В соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 <*> и Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 <**> плановая техническая инвентаризация проводится не реже 1 раза в 5 лет. Документы технического учета действительны в течение данного срока. Однако в регионах может быть установлен иной "срок действительности" документов БТИ (3 года, год, 6 месяцев и пр.). Если со дня составления технического описания объекта до даты его представления в учреждение юстиции срок действительности истек, дополнительно может потребоваться справка БТИ об отсутствии изменений в объекте. Но, строго говоря, истечение произвольно установленного "срока действительности" технического плана не является основанием для отказа в приеме документов и в государственной регистрации. Учреждение юстиции вправе самостоятельно запросить необходимые сведения у БТИ.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4787.

<**> СЗ РФ. 2000. N 50. Ст. 4901.

 

Внеплановая инвентаризация проводится при изменении технических или качественных характеристик объекта учета (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос), а также при совершении сделок, подлежащих государственной регистрации.

После регистрации подлинники документов, содержащих техническое описание объекта, должны быть возвращены правообладателю. В дальнейшем при совершении сделок технический паспорт объекта или выписка из него может передаваться правообладателем приобретателю одновременно с передачей недвижимости в соответствии с п. 2 ст. 456 ГК.

В целом для оформления недвижимости, в том числе для государственной регистрации, необходимы следующие документы БТИ:

  • план регистрируемого объекта (техпаспорт, поэтажный план с экспликацией);

  • справка о правообладателе и отсутствии ограничений (обременений) (только в случае регистрации прав, возникших до начала деятельности учреждения юстиции в данном регионе);

  • справка об отсутствии изменений в объекте (только в случае истечения "срока действия" планов и техпаспортов, определенного учреждением юстиции);

  • справка об инвентаризационной стоимости объекта (в случае нотариального удостоверения сделки, наследования и дарения недвижимости).

Подсчет площадей зданий и помещений при инвентаризации. Учреждения юстиции часто отказывают в регистрации прав в случае несоответствия площади объекта по правоустанавливающему документу и плану БТИ, мотивируя тем, что право приобретено "не на ту площадь", "не в том объеме". Однако недвижимость - вещь, определяемая индивидуальными, а не родовыми признаками. Для недвижимости площадь и объем имеют скорее техническое и экономическое, но не юридическое значение, поскольку право приобретается не на квадратные метры и строительные объемы, а на конкретную вещь. Объект прав - недвижимость, а не ее площадь.

Необходимость указания в правоустанавливающем документе площади объекта недвижимости гражданским законодательством не установлена. Например, согласно ст. 554 ГК для определения предмета в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого имущества (т.е. точный адрес). В случае определения цены на единицу площади или иного показателя размера общая цена покупки определяется исходя из фактического размера переданного покупателю имущества (п. 3 ст. 555 ГК), т.е. на момент продажи площадь может быть точно не определена. Поэтому повсеместное указание в договоре площади отчуждаемого жилого дома, квартиры, нежилого здания или помещения является условием, существенным в силу соглашения сторон как критерий определения цены недвижимости, а не в силу требований закона.

Указание площади недвижимости не является обязательным и в нотариальных свидетельствах о праве на наследство. В соответствии с Приказом Минюста России от 10.04.2002 N 99 "Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах" (в ред. от 28.07.2003) <*> указывается объект наследования, его характеристика, стоимость, а в отношении недвижимого имущества - его местонахождение и кадастровый номер.

--------------------------------

<*> Зарегистрирован в Минюсте России 18.04.2002, N 3385 // Бюллетень Минюста России. 2002. N 6.

 

Не требовалось точного указания площади в соответствии с законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества и в договорах безвозмездной передачи, приложениях к планам приватизации государственных (муниципальных) предприятий, поскольку для отчуждения этих объектов не требовалось технической инвентаризации. Площадь, указываемая в актах ввода завершенных строительством объектов в эксплуатацию, в распоряжении о закреплении государственного и муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, также может не соответствовать данным технической инвентаризации.

В соответствии с п. 43 Методических рекомендаций Минюста от 01.07.2002 при выявлении расхождений сведений по объекту в правоустанавливающих документах и документах технического учета рекомендуется приостановить регистрацию, о чем уведомить заявителя, и направить запрос в орган кадастрового или технического учета.

Вероятными причинами расхождения площади недвижимости по техническому паспорту и по правоустанавливающему документу могут быть:

а) отсутствие инвентаризации на момент приобретения имущества;

б) уточнение данных обмера по результатам последующей инвентаризации, в том числе в случае ошибки подсчета площади;

в) использование различной методики подсчета площади для разных целей: включение или исключение площади балконов, лестниц, встроенных шкафов, подвалов и пр.

г) градостроительные изменения объекта: реконструкция, перепланировка и пр.

Правообладателям недвижимости можно дать практический совет: во избежание препятствий в государственной регистрации, вызванных несоответствием площади объекта, составлять правоустанавливающие документы и заявление в учреждение юстиции в соответствии с данными технической инвентаризации. Если указание точной площади объекта не установлено законом или соглашением сторон, в документах возможно указывать площадь с оговоркой "приблизительно", "может быть уточнена по данным технической инвентаризации", а в заявлении на государственную регистрацию можно писать "площадь согласно техническому паспорту (плану, выписке) БТИ". Рекомендуется также заранее подготовить и представить в учреждение юстиции документ БТИ, объясняющий расхождение учетных характеристик объекта.

Реконструкция объектов. Вместе с тем существенное изменение характеристик объекта (не только площади, но и этажности) вследствие реконструкции неизбежно влечет вопрос о наличии права на него. Для решения вопроса необходимо дать оценку реконструкции с точки зрения гражданского права. Что происходит с объектом при реконструкции: уничтожение существующего объекта (соответственно, прекращение права на него (п. 1 ст. 235 ГК РФ)) и создание нового объекта права либо изменение объекта без прекращения права на него?

В зависимости от вида строительных работ возможны следующие варианты.

1) Если строительные работы привели к созданию нового объекта, то необходима регистрация возникновения права на основании акта приемки в эксплуатацию.

2) Если право на объект было зарегистрировано учреждением юстиции и произошло архитектурно-строительное изменение недвижимости (в том числе перепланировка, переоборудование помещений), в описание объекта в ЕГРП на основании нового технического плана БТИ должны быть внесены изменения: указаны новая площадь, этажность и назначение объекта. Правообладателю может быть выдано новое свидетельство о регистрации права.

3) Если право не было зарегистрировано до проведения строительных работ, проводится его регистрация в ЕГРП на основании имеющихся правоустанавливающих документов. В ЕГРП и свидетельстве о регистрации права указываются новые характеристики объекта по плану БТИ независимо от их значения в правоустанавливающем документе.

Самовольные строительные работы. В случае самовольных построек в домовладениях и несогласованных строительных работах в зданиях и помещениях в документах технического учета проставляются штампы: "На возведение или переоборудование (литера, квартира, комната) разрешение не предъявлено".

Действия учреждений юстиции в случае самовольных строительных работ зависят от ответа на вопрос, происходит ли при этом создание нового объекта или изменение характеристик существующего. Как установлено ст. 222 ГК, самовольной постройкой является недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Если при строительных работах произошло уничтожение существующего объекта, а новый объект создан без надлежащих разрешений, он является самовольной постройкой. Если же объект претерпел только архитектурно-градостроительные изменения, то право собственности на него не прекратилось даже при отсутствии необходимых согласований строительных работ. Такой объект нельзя признать самовольной постройкой и лишить собственника прав на него.

Бесспорно, самовольные строительные работы являются административным и жилищным правонарушением и влекут установленную законодательством ответственность. Но не согласованные в установленном порядке строительные работы в зданиях и помещениях не влекут прекращения имущественных прав и не должны препятствовать регистрации.

Например, в Учреждении по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Москвы (Мосрегистрация) инструктивным письмом установлен следующий порядок. Если изменились внешние границы объекта (реконструкция) и иные параметры, ранее внесенные в ЕГРП, необходимо представить разрешительную документацию на произведенные работы и документы, подтверждающие ввод объекта в эксплуатацию в установленном порядке. Если внешние границы объекта не изменились (реконструктивные работы, переоборудование, перепланировка), для регистрации необходимо предварительное изменение описания объекта в ЕГРП. Но если данные работы не согласованы в установленном порядке, в описании объекта в ЕГРП и свидетельстве о государственной регистрации права указывается: "Произведена перепланировка, не согласованная в установленном порядке" <*>.

--------------------------------

<*> Сб. материалов по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним / Отв. ред. В.Н. Урсов. М.: Мосрегистрация, 2003. С. 441 - 442.

 

Самовольное возведение вспомогательных построек и пристроек в домовладении также не влечет прекращения прав на основное строение - жилой дом. Поэтому отметки БТИ в техническом паспорте домовладения о самовольных сараях, гаражах, верандах и пр. не могут являться основанием для отказа в государственной регистрации прав на жилой дом.

Таким образом, несоответствие площади здания (помещения) по правоустанавливающему документу и техническому паспорту (плану) БТИ вследствие уточнения результатов технической инвентаризации допускается и само по себе не препятствует государственной регистрации прав на объект. При существенном расхождении площади (и иных параметров объекта) при правовой экспертизе должны быть исключены сомнения в индивидуализации объекта в том, что в правоустанавливающем документе и плане БТИ описан один и тот же объект и что не произошло уничтожения старого объекта (и прекращения права на него) и создания нового объекта.

В целом следует отметить, что учреждения юстиции ведут Единый государственный реестр прав, а не реестр объектов недвижимости. При государственной регистрации юридическое значение имеет вопрос о наличии или отсутствии прав на объект, а не его технические характеристики. Поэтому в регистрации может быть отказано по причине отсутствия прав на объект, а не просто по причине несоответствия площади.

Документы кадастрового учета. Для регистрации прав и сделок с земельными участками в учреждения юстиции должны предоставляться кадастровые планы участков, заверенные уполномоченными органами кадастрового учета - кадастровыми земельными центрами и палатами. Планы участков с натурным описанием границ в настоящее время не годятся ни для сделок, ни для регистрации прав. Такие участки в случае совершения сделок с ними или регистрации ранее возникших прав должны пройти землеустройство и кадастровый учет в соответствии с действующим ныне земельным законодательством.

Кадастровая карта (план) участка содержит следующие основные сведения (ст. 14 Закона о земельном кадастре) <*>: кадастровый номер; местоположение (адрес); площадь; категорию земель и разрешенное использование земельного участка; описание границ участка и его отдельных частей; экономические характеристики (в том числе размеры платы за землю); качественные характеристики (в том числе показатели состояния плодородия для отдельных категорий земель); наличие объектов недвижимого имущества.

--------------------------------

<*> См. раздел 1.3.1 настоящего издания.

 

Вещные права и ограничения (обременения) указываются в кадастровом плане при наличии сведений о них в органе кадастрового учета. В кадастровый план, необходимый для государственной регистрации прав, сведения о правообладателях не вносятся.

Представление кадастрового плана земельного участка не требуется, если он уже ранее представлялся в учреждение юстиции и хранится в деле правоустанавливающих документов на данный участок. Кадастровый план не имеет срока действия.

Для регистрации прав на обычные объекты недвижимости - здания, строения, сооружения, индивидуальные жилые, дачные и садовые дома предоставление кадастрового плана земельного участка не требуется. Право на недвижимость не всегда зависит от наличия права на земельный участок, а тем более от его кадастрового учета. Напротив, в некоторых случаях приобретение прав на землю зависит от наличия права на недвижимость (например, ст. 36 ЗК). Поэтому для регистрации прав на недвижимость необходимы планы этой недвижимости, а не занятых ею земельных участков.

Однако для регистрации сделок с недвижимостью, прочно связанной с земельным участком, и прав на вновь построенные объекты необходимы правоустанавливающие документы на участок. Проверка наличия права на землю при отчуждении или залоге недвижимости необходима для обеспечения принципа единства судьбы земли и недвижимости (ст. 1, ст. 35 ЗК). Предоставление земельного участка для строительства является необходимым условием приобретения прав на постройку (ст. ст. 222, 263 ГК).

При государственной регистрации прав на участок (как при межевании и государственном кадастровом учете) проверяется соответствие фактической площади участка и площади, указанной в правоустанавливающем документе (постановлении, свидетельстве, договоре и пр.). Несоответствие площадей не должно превышать допустимую погрешность определения площади при межевании. Допустимые расхождения площадей определяются в зависимости от категории земель и площади участков. Например, на землях городов допустимое расхождение на участке 6 соток составляет 9 кв. м, 10 соток - 11 кв. м, 50 соток - 25 кв. м. На землях сельских населенных пунктов и пригородных зон, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства, допустимое расхождение на участке 6 соток - 18 кв. м, 10 соток - 22 кв. м, 25 соток - 36 кв. м, 50 соток - 50 кв. м. Для земель сельскохозяйственного назначения для участка в 10 га расхождение не может превышать 0,055 га, в 100 га - не более 0,18 га, 1000 га - не более 0,53 га. Погрешность определения площади указывается в межевом деле.

Если расхождение площадей участка, определенное при межевании и указанное в правоустанавливающем документе, превышает допустимую погрешность, то перед кадастровым учетом участка и государственной регистрацией прав на него требуется "юридическое оправдание" увеличения площади - внесение изменений в правоустанавливающий документ или документ о дополнительном предоставлении участка.

Возможность "юридического оправдания" зависит от способа и времени приобретения права на участок.

Например, гражданин купил в 1996 г. земельный участок размером 10 соток, по данным межевания 2003 г. площадь участка составила 14 соток. По общему правилу внесение изменений в договор купли-продажи возможно только по соглашению продавца и покупателя, но данный договор прекратил действие в 1996 г. после расчета сторон и оформления участка на покупателя, внесение изменений в него в 2004 г. невозможно. В учреждение юстиции необходимо представить обоснование увеличения площади купленного участка на 4 сотки, например постановление органа местного самоуправления о предоставлении дополнительного участка. В противном случае в регистрации права на участок в 14 соток на основании договора купли-продажи участка в 10 соток может быть отказано на основании того, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект (п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав). Напомним, что земельный участок таков, каким он учтен в земельном кадастре. По данным кадастрового учета существует участок размером 14 соток, но правоустанавливающий документ на него отсутствует. Граждане, "расширившие" участок переносом ограждений, дорожек, канав, зеленых насаждений, усложняют себе оформление прав на участок и сделок с ним.

При внесении изменений в правоустанавливающий документ важное значение имеют общая площадь участка и размер ее превышения по сравнению с указанной первоначально. Общая площадь участка не должна превышать предельного максимального размера участков, приобретаемых в соответствии с порядком, действовавшим во время и в месте приобретения участка. Расхождение площади не должно быть больше не только погрешности землеустройства, но и минимального размера участка, предоставляемого для данного вида использования.

Например, по постановлению главы местной администрации гражданину в 1993 г. безвозмездно предоставлен садовый участок площадью 6 соток. По данным межевания 2003 г. площадь участка составила 10 соток. Даже внесением изменений в постановление главы 1993 г. невозможно будет обосновать "увеличение площади" участка, если в 1993 г. максимальный размер садоводческих участков в данной местности составлял 6 соток. Кроме того, 4 сотки могут быть самостоятельным участком, приобретение которого возможно только на возмездной основе. В данном случае необходимо не внесение изменений в постановление десятилетней давности, а новый документ о предоставлении (выкупе) дополнительного участка.

Площадь земельного участка является его важной, но не единственной характеристикой, индивидуализация участка проводится также по кадастровому номеру и местоположению (адресу). Земельный участок как объект недвижимого имущества таков, каким он учтен в Государственном земельном кадастре. Если в кадастровом плане указано, что "площадь ориентировочная, подлежит уточнению при межевании", это не препятствует приобретению и государственной регистрации прав на участок. Споры о границах участка также не препятствуют государственной регистрации прав (п. 2 ст. 20 Закона о регистрации прав). Указанные споры касаются только определения границ (расположения ограждений, межевых знаков, насаждений), но не принадлежности участков. Споры о границах участков - это не имущественные споры о праве, это исключительно земельные споры. В соответствии с п. 4 ст. 18 Закона о регистрации прав уточненные границы и площадь земельного участка могут быть внесены в ЕГРП без повторной регистрации при наличии письменного согласия правообладателя.

В целом для государственной регистрации необходимы следующие документы, описывающие земельный участок:

  • кадастровый план (если ранее права и сделки с данным участком не регистрировались в учреждении юстиции);

  • справка из земельного комитета о правообладателе и отсутствии ограничений (обременений) (только в случае регистрации прав на участок, возникших до начала деятельности учреждения юстиции в данном регионе);

  • справка землеустроительной организации (выписка из межевого дела) о погрешности определения площади участка (в случае превышения фактической площади участка по сравнению с правоустанавливающим документом);

  • справка о кадастровой стоимости участка или нормативной цене земли (для нотариального удостоверения сделки, наследования, дарения участка; данные сведения могут быть указаны в кадастровом плане).

 

3.7.8. Дополнительные документы для государственной регистрации

Как установлено п. 2 ст. 17 Закона о регистрации прав, дополнительные документы могут быть истребованы в двух случаях:

1) если представленные заявителем документы не отвечают требованиям, установленным ст. 18 Закона о регистрации прав;

2) если это установлено законодательством.

Статья 18 Закона устанавливает требования к оформлению и содержанию документов. Дополнительные документы могут быть истребованы, если правоустанавливающие и другие приложенные документы содержат неясности, несоответствие или другие недостатки, которые могут быть устранены представлением дополнительных сведений. Дополнительные документы должны позволить точно идентифицировать объект и его правообладателя.

Определенные законом дополнительные документы должны подтверждать законность сделки и служить защите прав и законных интересов участников сделки и третьих лиц, не участвующих в ней. Документы, которые необходимы для нотариального удостоверения сделки, требуются и для государственной регистрации, поэтому лучше их иметь в двух экземплярах или сохранить копии.

Дополнительные документы требуются, в частности, в следующих установленных законом случаях:

  • нотариально удостоверенное согласие супруга для совершения одним из супругов сделки по распоряжению совместно нажитой недвижимостью и сделки, подлежащей государственной регистрации (п. 3 ст. 35 СК);

  • согласие собственника государственного или муниципального имущества на распоряжение имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного или муниципального предприятия (п. 2 ст. 295 ГК);

  • согласие залогодержателя на распоряжение заложенным имуществом, если иное не предусмотрено договором об ипотеке (п. 1 ст. 37, п. 1 ст. 40 Закона об ипотеке);

  • согласие всех участников совместной собственности на дарение имущества, находящегося в совместной собственности (п. 2 ст. 576 ГК);

  • согласие всех участников совместной собственности на ипотеку имущества, находящегося в совместной собственности (п. 1 ст. 7 Закона об ипотеке);

  • согласие получателя ренты на распоряжение плательщиком ренты имуществом, переданным для обеспечения пожизненного содержания с иждивением (ст. 604 ГК);

  • отказ от преимущественного права покупки доли в праве общей собственности при ее возмездном отчуждении постороннему лицу или извещение о продаже доли с указанием условий, на которых она продается (п. 2 ст. 246, ст. 250 ГК, п. 1 ст. 24 Закона о регистрации прав).

Если собственниками (участниками общей собственности) недвижимости являются несовершеннолетние, ограниченно дееспособные или полностью недееспособные граждане либо они обладают иными жилищными правами - правом пользования или правом на приватизацию, требуется предварительное разрешение (согласие) органа опеки и попечительства. Такие дополнительные документы (в форме акта органа местного самоуправления) необходимы в случаях:

  • распоряжения имуществом малолетних (не достигших 14 лет) и подопечных граждан их законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами) (п. 1 ст. 28, п. 2 ст. 37 ГК, п. 3 ст. 60 СК);

  • распоряжения своим имуществом несовершеннолетними (в возрасте от 14 до 18 лет) и подопечными гражданами с согласия их законных представителей (родителей, усыновителей, попечителей) (п. 1 ст. 26, п. 2 ст. 37 ГК, п. 3 ст. 60 СК);

  • заключения договоров о залоге (ипотеке) жилых помещений, находящихся в собственности несовершеннолетних, ограниченно дееспособных или недееспособных граждан (п. п. 4, 5 ст. 74 Закона об ипотеке);

  • отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные члены семьи собственника, если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц (п. 4 ст. 292 ГК);

  • совершения сделок в отношении приватизированных жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, независимо от того, являются ли они собственниками, сособственниками или членами семьи собственников, в том числе бывшими, имеющие право пользования данным жилым помещением (абз. 2 ст. 3 Закона о приватизации жилья);

  • совершения сделок в отношении приватизированных жилых помещений, в которых несовершеннолетние не проживают, однако на момент приватизации имели на это жилое помещение равные с собственником права (абз. 2 ст. 3 Закона о приватизации жилья);

  • приватизации жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние (абз. 2 и 3 ст. 2 Закона о приватизации жилья).

Если государственной регистрации подлежит переход права, то требуется передаточный акт или иной документ, подтверждающий исполнение обязательств по передаче вещи в случаях:

  • договоров купли-продажи (ст. 556 ГК);

  • аренды с правом выкупа (п. 1 ст. 655 ГК);

  • мены (п. 2 ст. 567 ГК);

  • возмездной ренты (п. 2 ст. 585 ГК) с передачей недвижимости под выплату ренты;

  • соглашения об отступном (ст. 409 ГК);

  • о расторжении договора с возвратом имущества (п. 4 ст. 453 ГК).

Если предметом договора является жилое помещение, то необходим документ о лицах, проживающих в данном жилом помещении (зарегистрированных по месту проживания). Перечень лиц, сохраняющих права пользования жилым помещением после его отчуждения, и их прав является существенным условием договоров купли-продажи и мены жилых помещений (п. 1 ст. 558 ГК). К указанным лицам относятся члены семьи собственника, в том числе и несовершеннолетние лица, наниматели, отказополучатели (проживающие в помещении в силу завещательного отказа), получатели ренты. Таким документом могут являться справки органов паспортно-визовой службы МВД России, выписки из домовых книг, заверенные должностным лицом, ответственным за регистрацию лиц по месту жительства.

Распоряжаться унаследованным или подаренным имуществом можно только после уплаты собственником соответствующего налога (п. 8 ст. 5 Закона РФ от 12.12.1991 N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (в ред. от 30.12.2001) <*>). Для регистрации сделок или перехода права на подаренное или унаследованное имущество требуется справка из налоговой инспекции об уплате налога на наследство или дарение. Справку об уплате налога до регистрации прав на основании договора дарения или свидетельства о праве на наследство должны предъявить физические лица, проживающие за пределами Российской Федерации. Выдача им такого документа без предъявления квитанции об уплате налога не допускается (п. 7 ст. 5 вышеназванного Закона). Граждане, проживающие на территории РФ, уплачивают налог на наследство и дарение после оформления своих прав.

--------------------------------

<*> ВСНД и ВС РФ. 1992. N 12. Ст. 593; 1993. N 4. Ст. 118; N 14. Ст. 486; СЗ РФ. 1995. N 5. Ст. 346; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2.

 

Для объектов недвижимости, находящихся на территории закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), Законом РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (в ред. от 24.12.2002) <*> установлены определенные ограничения. Граждане, приватизировавшие занимаемые ими жилые помещения, и собственники жилых домов, находящихся на территории ЗАТО, вправе совершать сделки только с гражданами, постоянно проживающими или работающими на территории ЗАТО, или юридическими лицами, расположенными и зарегистрированными на данной территории, а также с гражданами Российской Федерации, получившими разрешение на постоянное проживание на территории ЗАТО. Поэтому если гражданин приобретает квартиру, не будучи зарегистрированным по месту жительства на территории ЗАТО, потребуется подтверждение, что он постоянно работает на этой территории или получил разрешение на проживание.

--------------------------------

<*> ВСНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1915; СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5503; 1998. N 31. Ст. 3822; 1999. N 14. Ст. 1665; 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5132.

 

Если объект недвижимости находится на арендуемом продавцом земельном участке, то договором аренды может быть предусмотрено согласие арендодателя земельного участка на отчуждение расположенной на нем недвижимости (п. 3 ст. 552 ГК).

Особые требования предъявляются к крупным сделкам, а также к сделкам, в которых имеется заинтересованность. Поэтому для регистрации прав юридических лиц в зависимости от цены сделки могут потребоваться дополнительные документы (см. табл. 1, 2).

 

Лицами, заинтересованными в совершении обществом сделки, признаются:

1) член совета директоров (наблюдательного совета) общества;

2) лицо, занимающее должность в иных органах управления общества;

3) акционеры и участники, владеющие совместно со своим аффилированным лицом (лицами) <*> 20% или более голосующих акций или голосов общества, в случае если указанные лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры, а также все их аффилированные лица:

--------------------------------

<*> Аффилированные лица - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

 

- являются стороной такой сделки или участвуют в ней в качестве представителя или посредника;

- владеют 20% или более голосующих акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или участвующего в ней в качестве представителя или посредника;

- занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или участвующего в ней в качестве представителя или посредника.

Совершение сделок акционерным обществом, созданным в процессе приватизации государственного (муниципального) предприятия, регулируется законодательством о приватизации. Например, если в собственности государства находится свыше 25% акций приватизированного предприятия, то на совершение таким акционерным обществом сделок с недвижимостью требуется согласие соответствующего органа по управлению государственным или муниципальным имуществом. Для проверки данного требования акционерное общество представляет в учреждение юстиции справку из реестра акционеров с указанием количества и процентного соотношения акций, принадлежащих государству, физическим и юридическим лицам.

В установленных Законом РФ от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в ред. от 06.05.1998) <*> случаях сделки с недвижимостью производственного назначения должны совершаться с согласия федерального или территориального антимонопольного органа.

--------------------------------

<*> Ведомости РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499; СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2066.







Рейтинг@Mail.ru
eXTReMe Tracker