АВЕНЮ


Главная "Авеню" >> Электронная библиотека

ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО П.В. КРАШЕНИННИКОВ

 Издание седьмое, переработанное и дополненное

Предисловие

Введение

Глава 1. Право на жилище и жилищное право
§ 1. Право граждан на жилище
§ 2. Жилищное право и жилищное законодательство
§ 3. Источники жилищного права
§ 4. Соотношение предметов ведения федерального и регионального жилищного законодательства, а также нормативных актов муниципальных образований, регулирующих жилищные отношения
§ 5. Литература по жилищному праву
   
Глава 2. Объекты жилищного права
§ 1. Жилые помещения
§ 2. Жилищный фонд
§ 3. Учет жилищного фонда
§ 4. Государственная регистрация прав на жилые помещения и сделок с ними
§ 5. Перевод помещений из жилых и в жилые
§ 6. Переустройство и перепланировка жилых помещений

Глава 3. Жилищные права, обязанности и ответственность
§ 1. Жилищные права и обязанности
§ 2. Пределы осуществления и ограничения прав на жилые помещения
§ 3. Ответственность за нарушение жилищного законодательства

Глава 4. Защита жилищных прав. Сроки исковой давности
§ 1. Защита жилищных прав
§ 2. Сроки исковой давности

Глава 5. Договор найма жилого помещения
§ 1. Краткий очерк о развитии законодательства о договоре найма жилого помещения
§ 2. Общие положения о договорах найма жилых помещений
§ 3. Социальный наем
 


§ 4. Коммерческий наем

Глава 6. Пользование специализированными жилыми помещениями
§ 1. Общие положения о специализированных жилых помещениях
§ 2. Пользование служебными жилыми помещениями
§ 3. Пользование жилыми помещениями в общежитиях
§ 4. Пользование жилыми помещениями маневренного фонда
§ 5. Пользование жилыми помещениями в домах системы социального обслуживания населения
§ 6. Пользование жилыми помещениями в специальном фонде для беженцев и вынужденных переселенцев

Глава 7. Аренда и безвозмездное пользование жилыми помещениями
§ 1. Аренда жилых помещений
§ 2. Безвозмездное пользование жилыми помещениями

Глава 8. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы
§ 1. Краткий очерк о развитии законодательства о жилищной кооперации
§ 2. Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов
§ 3. Органы управления и контроля жилищных и жилищно-строительных кооперативов
§ 4. Прекращение деятельности жилищного или жилищно-строительного кооператива
§ 5. Правовое положение членов жилищных и жилищно-строительных кооперативов
§ 6. Возникновение права собственности на жилое помещение у членов жилищных и жилищно-строительных кооперативов

Глава 9. Приватизация жилищного фонда
§ 1. Понятие приватизации жилищного фонда. Развитие законодательства о приватизации жилищного фонда
§ 2. Принципы приватизации жилищного фонда
§ 3. Договор о приватизации жилого помещения
§ 4. Особенности приватизации служебных жилых помещений и комнат в коммунальных квартирах
§ 5. Особенности приватизации бывших общежитий
§ 6. Применение Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" к отношениям, связанным с жилищным фондом общественных организаций
§ 7. Расторжение договора о приватизации жилого помещения
§ 8. Окончание периода приватизации жилищного фонда

Глава 10. Право собственности и иные вещные права на жилые помещения
§ 1. Общие положения о праве собственности на жилые помещения
§ 2. Субъекты права собственности и иных вещных прав на жилые помещения
§ 3. Право общей собственности на жилое помещение
§ 4. Защита права собственности на жилое помещение
§ 5. Обеспечение соблюдения жилищных прав собственников жилых помещений при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Глава 11. Общее имущество многоквартирного дома
§ 1. Право собственников жилых помещений на общее имущество многоквартирного дома
§ 2. Особенности правового режима доли в праве общей собственности в многоквартирном доме
§ 3. Объекты общего пользования в многоквартирном доме
§ 4. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме

Глава 12. Товарищества собственников жилья
§ 1. Понятие и общие положения о товариществах собственников жилья
§ 2. Организация и деятельность товариществ собственников жилья
§ 3. Органы управления товарищества собственников жилья и контроля за их деятельностью
§ 4. Прекращение деятельности товарищества собственников жилья
§ 5. Правовое положение членов товариществ собственников жилья
§ 6. Зарубежное законодательство об объединениях собственников жилья

Глава 13. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги

Глава 14. Сделки, направленные на отчуждение и приобретение жилых помещений
§ 1. Общие положения о сделках с жилыми помещениями
§ 2. Купля-продажа жилых помещений
§ 3. Мена жилых помещений
§ 4. Обмен жилых помещений
§ 5. Дарение жилого помещения
§ 6. Рентный договор

Глава 15. Наследование жилых помещений
§ 1. Основные положения о наследовании жилых помещений
§ 2. Особенности наследования приватизированных жилых помещений
§ 3. Особенности наследования жилых помещений в кооперативных домах

 

 










Список терминов
определений
и понятий


Народная БД ПРАВДОМ

Принципы приватизации жилищного фонда

Главная "Авеню" >> Электронная библиотека>> ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО   П.В. Крашениников

доп. см. Приватизация

§ 2. Принципы приватизации жилищного фонда

Основные начала приватизации жилья, как и любые принципы одного явления, нельзя рассматривать в отрыве друг от друга, поскольку они взаимно дополняют и развивают один другой, воплощаясь в тексте законодательных норм, регулируют отношения, связанные с приватизацией жилищного фонда.

Из анализа норм Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" можно выделить три важнейших принципа приватизации жилья: добровольность (ст. 1), бесплатность (ст. 1) и одноразовость (ст. 11).

При этом если первый принцип (добровольность) вытекает из основных начал гражданского законодательства: "Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора" (п. 2 ст. 1 ГК РФ), то два других (бесплатность и одноразовость) характеризуют некоторые черты современной жилищной политики России, выраженной кроме прочих нормативных актов в Законе РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Главным принципом приватизации жилья является принцип добровольности. В ст. 1 названного выше Закона прямо указывается "передача в собственность граждан на добровольной основе", т.е. граждане сами принимают решение, приватизировать занимаемое жилье или нет, и в случае положительного решения вопроса о том, кто из членов семьи будет участвовать в осуществлении приватизации, а кто нет (конечно же в порядке и на условиях Закона). Никто не вправе принудить нанимателей и членов их семей приватизировать занимаемое жилье. Более того, если хотя бы один член семьи откажется участвовать в процессе приватизации, остальные члены семьи не имеют права приватизировать занимаемое жилое помещение.

Среди принципов приватизации жилищного фонда особое значение имеет принцип одноразовости бесплатного приобретения занимаемого жилого помещения. Вместе с тем в отличие от принципа добровольности этот принцип, думается, не является безусловным. Например, в ситуации, когда гражданин, стоящий в очереди на улучшение жилищных условий, приватизировал занимаемую квартиру, государственная, муниципальная организация или орган местного самоуправления, очередником которых является гражданин, вправе обусловить предоставление квартиры выкупом или безвозмездной передачей ранее занимаемой квартиры. В результате такого отчуждения у гражданина, надо полагать, должно вновь возникать право на бесплатную приватизацию жилья. Как правило, этот вопрос на практике так и решается. Однако законодательного решения подобных ситуаций до сих пор нет.

Теоретические исследования и развитие гражданского законодательства в направлении комплексной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан привели к необходимости установления в этих целях изъятия из принципа одноразовости. Федеральным законом от 11 августа 1994 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" <1> введена норма, согласно которой несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов после достижения ими совершеннолетия.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1994. N 16. Ст. 1864.

 

Заслуживает внимания и осмысления вопрос о передаче жилых помещений в собственность не всех, а только некоторых проживающих в них лиц. Рассматривая такую ситуацию, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 24 августа 1993 г. N 8 указал на то, что за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения. Это обосновывается тем, что в данном случае право на одноразовую приватизацию не было реализовано при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами - членами семьи <1>. Следует добавить, что в случае приобретения жилья одним из супругов жилище не попадает в общее имущество супругов, поскольку имущество, приобретаемое одним из супругов безвозмездно, является его единоличной собственностью.

--------------------------------
<1> Бюллетень ВС РФ. 1993. N 11. С. 3.

 

Многие субъекты Российской Федерации в целях предотвращения злоупотреблений при осуществлении приватизации установили правило, по которому граждане, изменившие свое постоянное место жительства после принятия Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и желающие приватизировать жилое помещение, к заявлению прилагают документ, подтверждающий, что ранее занимаемое жилье не было ими приватизировано.

Представляется также, что принцип одноразовости не должен быть препятствием к повторному участию в осуществлении приватизации для тех граждан, которые приватизировали свое жилое помещение во время действия первоначальной редакции Закона РСФСР о приватизации от 4 июля 1991 г., при этом полностью не использовав установленный норматив бесплатной приватизации (несмотря на то что ст. 11, говорящая об одноразовости бесплатного приобретения жилья, не изменилась). Такой вывод можно сделать при сравнительном анализе двух редакций Закона о приватизации.

До внесения изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" приватизация жилья осуществлялась комбинированным способом, т.е. на возмездных и безвозмездных началах. Часть жилого помещения передавалась гражданину бесплатно, а другая часть - за плату. Закон устанавливал, что размер бесплатно передаваемого жилья должен составлять не менее 18 квадратных метров общей площади на одного человека и дополнительно 9 квадратных метров на семью с учетом потребительских качеств жилья. Увеличивать этот норматив могли только органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нельзя не отметить тот факт, что действовавший норматив служил определенным ограничителем, который, с одной стороны, отчасти обеспечивал соблюдение социальной справедливости в процессе приватизации жилищного фонда, а с другой - экономически заинтересовывал часть граждан отказаться от чрезмерно больших квартир, что в то время позволяло надеяться на некоторый "выброс" на рынок жилья дополнительной жилой площади.

В тот период граждане приобретали квартиры в собственность бесплатно, если рассчитанная оценочной комиссией цена занимаемой ими квартиры была меньше или равна стоимостному эквиваленту бесплатно передаваемого жилья в сумме на каждого проживающего в квартире гражданина и на семью, использующую право на одноразовую приватизацию. Все остальные граждане, которые приобрели в собственность жилье, размер которого превышал бесплатно передаваемый размер и уровень потребительских качеств, выплачивали за нее денежную сумму, определенную как разница между ценой квартиры, рассчитанной оценочной комиссией, и стоимостным эквивалентом бесплатно передаваемого жилья в сумме на каждого проживающего в квартире гражданина и на семью, использующую право на одноразовую бесплатную приватизацию жилья.

Из изложенного можно сделать следующий теоретический вывод: граждан, приватизировавших свое жилье до внесения в рассматриваемый Закон изменений и дополнений, условно можно разделить на три группы.

Во-первых, граждане, частично использовавшие установленный в тот период норматив бесплатно передаваемого жилья. Имеются в виду граждане, которые либо являлись нуждающимися в улучшении своих жилищных условий, либо имели жилье очень низкого уровня потребительских качеств.

Во-вторых, граждане, использовавшие бесплатно установленный норматив полностью, без выплаты какой-либо выкупной цены. Это - группа граждан, как правило, не обладавшая излишней площадью и тем не менее не относившаяся к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В-третьих, граждане, использовавшие бесплатно установленный норматив полностью с выплатой при этом выкупной стоимости за площадь, превышавшую установленный норматив. Данная группа либо в силу сложившейся ситуации в семье, либо за счет ранее занимаемого социального положения имела жилое помещение, значительно превышавшее среднюю обеспеченность по Российской Федерации и по региону, в котором эти граждане проживали.

Две последние из названных условных групп в соответствии с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" практически не имели никакого отношения к дальнейшему процессу приватизации жилищного фонда (конечно, за исключением несовершеннолетних и лиц, сдавших жилые помещения для получения жилья в порядке очередности). Между тем первая группа в период действия старой редакции Закона РСФСР о приватизации вполне обоснованно могла рассчитывать на возможность использования в будущем, при улучшении своих жилищных условий, неиспользованного остатка бесплатно установленного норматива (например, семьей из двух человек была приватизирована однокомнатная квартира общей площадью 30 квадратных метров, в то время как норматив - не менее 45, т.е. возникал остаток в 15 квадратных метров общей площади, который в принципе мог быть использован при участии этих граждан в приватизации какого-либо жилья).

Думается, что граждане, приватизировавшие свое жилье и не полностью использовавшие бесплатно передаваемый норматив, установленный в тот период, условно обозначенные в тексте как первая группа, вправе и при пока еще действующей редакции Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" участвовать в осуществлении приватизации занимаемых жилых помещений. Например, при улучшении своих жилищных условий путем получения жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда.







Рейтинг@Mail.ru
eXTReMe Tracker