36. В соответствии со ст. 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Согласно п. 36 Постановления Пленума N 10/22 одним из юридически значимых обстоятельств по делу об истребовании имущества из чужого незаконного владения является наличие права собственности истца на спорную вещь. Если это движимая вещь, право собственности подтверждается наличием гражданско-правового основания, указанного в ст. 218 ГК РФ. Например, доказывая право собственности на автомобиль, истец должен представить суду сделку отчуждения (договор купли-продажи, дарения и др.), в которой он выступил приобретателем, а также документ, подтверждающий исполнение сделки (акт приема-передачи и др.).
Государственная регистрация транспортного средства не является доказательством наличия права собственности у лица, указанного в документах данного учета. Из этого утверждения вытекает и другое: органы ГИБДД не могут быть признаны надлежащими ответчиками по иску о признании права собственности. Так, по одному из дел ВС РФ указал: "Что касается государственной регистрации автотранспортного средства (о чем по существу заявлен спор), то она является административным актом, носящим разрешительный характер, и не связана с договором по приобретению автомобиля и возникновению права собственности на него. Поскольку регистрация транспортных средств предусмотрена законодателем в целях их допуска к участию в дорожном движении, а не для подтверждения прав на данные транспортные средства, то по требованиям о признании права собственности на транспортные средства органы ГИБДД надлежащими ответчиками быть признаны не могут" .
Если предметом спора выступает недвижимая вещь, то в качестве доказательства наличия права собственности необходимо предоставить выписку из ЕГРП. Обосновано такое положение содержанием абз. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. от 30 ноября 2010 г.), согласно которому государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Закон знает некоторые исключения из этого правила. Например, согласно п. 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество. Таким образом, для доказательства наличия права собственности здесь достаточно предоставить документ, подтверждающий внесение паевого взноса.
Не может расцениваться надлежащим доказательством принадлежности тому или иному лицу реестр государственной или муниципальной собственности, а также баланс, так как указанные выше документы ведутся самими субъектами гражданских правоотношений и имеют значение преимущественно в отношениях внутреннего учета.
В частности, ведение реестра федерального имущества предусмотрено Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" (в ред. от 12 августа 2010 г.). При этом положение определяет реестр федерального имущества как федеральную информационную систему, представляющую собой организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих процессы учета федерального имущества и предоставления сведений о нем.